Пишет grishasergei: «Стокгольм известен, не в последнюю очередь, благодаря собственному метрополитену. Метро — одна из основных визиток Стокгольма, оно так же популярно как возлюбленные путешественниками дворцы, храма и старый город. Стокгольмское метро сначала понятно смелым и неповторимым дизайном некоторых собственных станций, фото которых часто всплывают в выборках типа «cамые необыкновенные метрополитены мира».
Сейчас я желаю тщательно поведать о метро Стокгольма, туннельбане, как его тут называют.»
(Всего 58 фото)
Источник: Жжурнал/grishasergei
Стокгольмский метрополитен насчитывает сейчас 100 станций, общая протяженность путей 105 км. На этой красивой цифре счетчик станций остановился почти 20 лет назад. 2 самые молодые станции были сданы в 1994 году и с тех пор экстенсивное развитие метро пока что остановилось. Сейчас активно обсуждается строительство новых станций и веток, но все пока что лежит в далеком будущем. В данное время в приоритете возрождение трамвая и окончание строительства нового железнодорожного туннеля, но это уже совсем другая история.
Номинально стокгольмское метро состоит из трех линий: красной, зеленой и синей, но фактически каждая ветка имеет разветвления, так что при желании можно обозначить на схеме минимум 7 линий. Метро для Стокгольма это все, это самый важный вид транспорта. Число поездок в год составляет приблизительно 320 миллионов. Тут можно сделать красивое сравнение: количество поездок в стокгольмском метро почти равно количеству поездок на всех видах рельсового транспорта в Швеции: 187 миллионов поездок приходится на железную дорогу и 149 на трамвай, итого 336 миллионов. Сравнение конечно красивое, но оно говорит лишь о том, на сколько сильно централизована современная Швеция. Кстати, Стокгольм единственный шведский город с метро, 2 других основных города — Гётеборг и Мальмё функционируют на трамваях. Стокгольм тоже когда-то был трамвайным городом, с трамвая фактически и началось стокгольмское метро, но это еще одна совсем другая история, о стокгольмском трамвае как-нибудь потом.
1. Взглянем на схему. Схема Стокгольмского метрополитена напоминает карту железнодорожных путей Швеции из рассказа про новый железнодорожный туннель. Как и в случае с железнодорожной сетью, сеть метро имеет четко выраженный центр, образующий узел в который связываются все ветки. Узлом, или еще лучше пупом, Стокгольма является центральный железнодорожный вокзал.
На станции T-Centralen (Т означает tunnelbana, то есть центральная станция метро, просто Centralen — это центральный железнодорожный вокзал) сходятся все 3 ветки метро. Плюс к этому, станция связана с пригородными поездами (Pendeltåg) и поездами дальнего следования. Напомню, что население большого Стокгольма составляет больше двух миллионов, на работу в Стокгольм регулярно ездят люди, в том числе, из относительно удаленных городов типа Вестероса, откуда я сам ездил в Сток на работу в свое время. Так что можете представить загруженность этой станции. Общий пассажиропоток, то есть количество людей, которые садятся на этой станции, выходят или делают пересадку, больше 300 000 в день.
Стоит ли говорить, что сфотографировать эту станцию без людей было сложнее всего. По выходным метро работает круглосуточно, этим я и воспользовался. Ночью, кстати, станция ненамного безлюдней, чем днем. Ночью люди гуляют, да и интервалы между поездами легко доходят до получаса, так что ночью людей на платформе как раз ненамного меньше, чем днем. Самое благоприятное время для съемки это где-то в интервале 4-6 часа утра. В это время многие уже разъехались с гулек, а остальные еще не проснулись. Да и интервалы движения уже дневные.
Станция трехуровневая. На двух верхних уровнях пересекаются зеленая и красная ветки, а под ними расположена платформа синей ветки. Гениально решена проблема пересадки между зеленой и красной линиями. На верхней платформе проходят поезда зеленой ветки, следующие в северном направлении, и поезда красной ветки, следующие в южном направлении, на средней платформе наоборот: поезда зеленой ветки южного направления и поезда красной ветки северного. Таким образом, можно совершить пересадку между зеленой и красной ветками в противоположных направлениях просто перейдя по платформе в одной плоскости. Такое решение называется кросплатформенная пересадка. Пересесть с зеленой на красную ветку в одном и том же направлении можно на близлежащих станциях Gamla Stan (старый город) и Slussen (Шлюзовая), на которых платформы разделены на южное и северное направление.
2. Верхний уровень. Средний уровень выглядит точно так же.
3. Нижний уровень — платформа синей линии. Отличительная черта всей синей ветки, благодаря которой стокгольмское метро известно во всем мире, это отделка, точнее ее отсутствие. Все станции синей ветки, за исключением двух, вырублены в скале, своды имеют неправильную форму и не отделаны, лишь покрыты слоем набрызг-бетона. Дальше лишь дело росписи да освещения и на выходе получаем шедевры!
Кстати о фотосъемке. Фотосъемка запрещена?
Метро всегда вызывает интерес у фотолюбителей и мы с вами научены горьким опытом. При попытке сфотографировать станцию метро в б. СССР мы в который раз узнаем, что метро это режимный и стратегический объект, который без разрешения фотографировать нельзя. Толку от того, что этот пункт из правил давно исчез. Как сказала дежурная на одной из станций в Тбилиси: «В Москве же нельзя в метро фотографировать, значит нигде нельзя!» — и придумайте ответ таким людям, чтобы он на них подействовал. Но у меня хорошие новости! Приезжайте в Стокгольм, у нас метро можно фотографировать сколько угодно и никто вас трогать не будет. А сейчас я заставлю завидовать по-черному тех, кто исподтишка прислонившись с стене пытался получить более-менее четкий снимок в отечественном метро (не понаслышке ведь описываю!): не забудьте штатив, как отправитесь фотографировать туннельбану!
По правилам фотосъемка в метро в личных целях и без специального оборудования разрешена. Главное условие, чтобы вы никому не мешали. Понятия «специальное оборудование» и «никому не мешали» довольно расплывчаты и зависят от настроения ответственного работника. Фотографировать с рук можно в любом случае и неважно какого размера у вас фотоаппарат. Если спросят, а это ну очень маловероятно, ответа «фотографирую для себя» достаточно, на этом разговор закончится. Штатив может вызвать интерес и тут могут быть нюансы. Расскажу про свой случай.,
Фотографирую синюю линию. Самая известная линия, всегда много туристов, работники синих станций точно должны были бы привыкнуть к людям с фотоаппаратами. Я фотографирую эскалаторы, конечно на большом расстоянии, чтобы даже теоретически никому не мешать. Внезапно ко мне подходит молодая девушка. Не знакомиться, а быковать с главной претензией «вы не имеете права меня фотографировать». Я снимаю фотоаппарат со штатива и показываю ей фотографии, на которых людей вообще нету — выдержка то большая! Это аргументом для неё не стало, настроение у человека плохое и она настроена и дальше ругаться. В ходе пререканий выяснилось, что она вообще контролер, билеты проверяет. Я протягиваю ей свой билет, ее это выводит еще больше из себя. В конце концов она позвонила на горячую линию и наябедничала, что я фотографирую тут всех без спросу и мешаю людям. Сказала, что ко мне сейчас подойдут и ушла ждать свой поезд. Я закончил снимать интересующую меня сцену и на прощание спросил вредную девку, не сказала ли горячая линия сколько мне надо ждать. Настроение у неё было окончательно испорчено на весь оставшийся день
Я продолжил фотографировать другие станции и на очередной заметил, что на определенном расстоянии за мной следует работница MTR (управляющая компания). Только я разложил штатив — сразу здравствуйте. Работница была предельно вежлива и корректна. Сказала, что им пожаловались и они обязаны отреагировать, спросила про разрешение. Я ответил, что в фотографирую в личных целях и оно мне не надо. «Может быть вы и правы, я не знаю», — призналась она и принялась подробно описывать мой фотоаппарат и штатив, позвонив тому, кто знает. В какой-то момент описания стало достаточно, чтобы понять, что я не их клиент и я получил добро продолжать дальше.
— Извини, что так вышло, мы не сильно разбираемся в фототехнике и обязаны реагировать на обращения. Хорошего дня!
— И вам всего хорошего, спасибо!
На этом инцидент был исчерпан. Как видите, синдромом вахтера страдают во всем мире, только где-то живут по законам, а где-то по понятиям.
Метро как искусство.
Стокгольмский метрополитен называют самой длинной художественной галереей в мире. 90 из 100 станций украшены предметами искусства абсолютно разной тематики. Разговоры о необходимости художественного оформления станций начались еще до строительства метро. Одним из источников вдохновения были помпезные «сталинские» станции московского метро. В Стокгольме пошли своим путем и украшают станции без помпы, но со вкусом, иногда совсем в сумасшедшем стиле. Первой станцией, которая была художественно оформлена, стала T-Centralen. Тогда она состояла только из двух уровней, нижний относящийся к синей ветке появился гораздо позже. Из художественных излишеств — орнаменты из плитки на путевых стенах. Самым плодородным художественным периодом стало десятилетие 1975 -1985, когда была построена синяя линия.