Межведомственная комиссия по защите государственной тайны отказалась рассекретить архивы Народного комиссариата внутренних дел и Комитета государственной безопасности с данными о работе спецслужб за период с 1917 по 1991 год.

Объединение юристов «Команда 29» собрало 60 тысяч подписей под петицией, но это не убедило чиновников. Комиссия ответила, что не считает нужным отменять недавно принятое решение продлить засекречивание данных до 2044 года. Отказ был мотивирован тем, что сведения о деятельности органов госбезопасности с 1917 по 1991 года сохраняют актуальность и их распространение может нанести ущерб национальной безопасности.

«Это прекрасный тезис, я считаю. В учебники истории войдет» – отозвался на это юрист «Команды 29» Иван Павлов, опубликовавший на своей странице в Facebook ответ комиссии.

В комиссии также указали на факт, что заключение не содержит ссылок на материалы, касающиеся массовых репрессий, требующих рассекречивания в соответствии с указом президента РФ от 23 июня 1992 года: «Материалов, касающихся массовых репрессий, решении о продлении срока засекречивания не касается, они должны быть доступны согласно ельцинскому указу о рассекречивании законодательных и иных актов, служивших основанием для массовых репрессий и посягательств на права человека». На это юристы заметили, что это – исключительно казуистический ответ, так как граждане, которые пытаются получить доступ к каким – либо документам спецслужб, касающихся репрессий, получают отказ… со ссылкой на заключение этой же комиссии по защите гостайны, которая в ответе «Команде 29» утверждает, что такие сведения гостайной не являются.

«Чудеса свершаются редко, но мы надеялись, что раз петиция набрала 60 тысяч подписей, то ответ будет не такой скупой, а в комиссии проведут анализ засекреченных документов», – заявила юрист «Команды 29» Дарья Сухих в комментариях «Газете.ру». Чтобы продлить срок засекречивания документов комиссия должна руководствоваться лишь исключительными обстоятельствами, поэтому в ближайшее время объединение оспорит решение комиссии в суде.

В марте 2014 года Межведомственная комиссия по защите государственной тайны продлила срок засекречивания документов из архивов советских органов госбезопасности еще на 30 лет, до 2044 года. Это решение распространяется на внушительный объем документов, содержащих информацию о методах разведки и контрразведки, оперативно-розыскной деятельности, о доносчиках, сотрудниках органов госбезобасности, участвовавших в спецоперациях, событиях 1937-38 годов и т.д. Список состоит из 23 категорий информации. Практически любой документ, созданный между 1917 и 1991 годами может сохранить гриф «секретно», напоминает «Полит.ру».

Речь идет обо всех документах, хранящихся в архиве ФСБ – правопреемнице советских органов безопасности. 30-летний срок засекречивания документов был установлен законом «О гостайне» от 1993 года. Павлов напомнил, что до 2013 года ведомства и архивы пользовались негласным правилом «закон обратной силы не имеет», по которому документы, созданные до сентября 1993-го, лишены предельного срока засекречивания.

В соответствии с этим правилом, потерявшие актуальность гостайны будут открыты для общества не ранее 2023 года, а большинство материалов советского периода останутся недоступными для исследования. Закон не дает четкого определения этому вопросу.

В 2013 году Конституционный суд признал такую практику неправомерной после жалобы историка Никиты Петрова. Вместе с юристами «Команды 29» Петров обратился в КС после того, как ему не позволили ознакомиться с тремя приказами МГБ СССР. Историку «Мемориала» эти сведения потребовались для проведения научных исследований о деятельности аппарата уполномоченного НКВД-МГБ в Германии в 1945-1953 годах. Петров попросил суд признать незаконными отказы ФСБ и рассекретить данные документы.

В результате КС опубликовал решение, согласно которому 30-летний срок засекречивания документов под грифом «секретно» действует «как до, так и после» вступления в силу закона «О гостайне». По этому закону более длительный срок засекречивания документов возможен лишь в исключительных случаях, и только по решению Межведомственной комиссии по защите гостайны, деятельностью которой руководит лично Владимир Путин. Во всех остальных случаях по истечению срока секретности документы передаются в Государственный архив, где становятся доступными для всех.

Алексей Усов

Источник: newdaynews.ru